О Победе и ее "критиках"
Года пятно отмыли с дезертира,
Который "отличился" в той войне:
Он, видите ль, стоял за дело мира
И выстоял от схватки в стороне.
Он свой народ оплакивал на Каме:
"История! Гвардейцев урезонь:
Они такими были дураками –
Шли за кого? – за Сталина – в огонь!
А я вот спрятался, я видел дальше
И не замешан во всеобщей фальши".
(Евгений Долматовский, поэт, фронтовик)
Не хочется говорить о неприятных вещах в святой День, но, видимо, без этого не обойтись. Еще недавно мы и представить себе не могли, что Победу придется защищать от чьих-то безумных нападок. А вот – приходится. Оказалось, наша Победа не нравится многим. И, поскольку отменить Победу они не в силах, пытаются всячески обливать грязью народную память о ней.
Сначала о том, что доносится из-за рубежа. Там нас то и дело упрекают в "чрезмерной зацикленности" на прошлом. Мол, после Второй Мировой прошло уже больше 70 лет, это давняя история, и нечего в ней копаться, тем более – праздновать. То есть, когда во Франции торжественно, с размахом отмечают 100-летие победы в Первой Мировой войне (а это действительно героическая страница французской истории), всё нормально. А вот России отмечать 9 мая, как День спасения своей страны и День благодарности победителям – категорически нельзя!
То в некоей немецкой газете появляется статья, где нас поучают, что мы "неправильно" отмечаем годовщину освобождения Ленинграда от блокады (из Германии, стало быть, виднее). То одна испанская газета начинает измываться над Красной Армией, штурмовавшей Берлин, и восхвалять героизм его "защитников".
Нас поучают из нынешней Чехии. При том, что все годы Второй Мировой военная промышленность Чехословакии, развитая еще со времен Австро-Венгерской империи, исправно производила для гитлеровского вермахта пушки, танки, самоходные орудия. (Во времена СССР и "братского социалистического лагеря" эта тема была под строжайшим запретом.)
Нас поучают из вечно нейтральной Швеции, забывая о том, что во время Второй Мировой она была основным поставщиком железной руды для фашистской Германии. То есть немецкие танки, пушки и снаряды, которые убивали наших бойцов, были изготовлены из шведского металла. В современной Швеции подобные упреки отвергают: мол, мы же не снабжали нацистов рудой, а всего лишь продавали им ее, за деньги. Как говорится, "ничего личного, только бизнес".
Наши СМИ, как правило, реагируют на зарубежные выпады болезненно. Пытаются что-то опровергать, доказывать. Зачем? Ведь провокаторам только это и нужно: поставить нас в положение оправдывающихся. Разумнее всего было бы просто не обращать внимания на их тявканье.
Гораздо хуже то, что и у нас в России в последнее время находятся "прогрессивно мыслящие деятели", которые стараются испачкать память о Победе. Их мысли незатейливы (они вообще люди примитивные и невежественные): если к Празднику Победы примазывается нынешняя власть, которую они ненавидят, значит, празднование 9 мая – это позор, "победобесие" на их жаргоне. Тем более что, в их понимании, войну выиграл не наш народ, а "сталинский режим". И по их логике, схожей с логикой дезертира из стихотворения Долматовского, нашу Победу это вообще зачеркивает.
Что ж, позволю себе высказать некоторые суждения, которые могут кому-то понравиться, а у кого-то вызвать резкое неприятие. Но меня это не волнует. Я имею право на собственное мнение в не меньшей степени, чем те, кого считаю пачкунами и пакостниками. Так вот: я уверен, что День Победы в России люди будут отмечать ВСЕГДА. И всегда любая действующая власть будет к этому празднику примазываться. Нынешняя команда рано или поздно сойдет со сцены, придут другие правители – и будут примазываться. Даже если вернутся к власти "прогрессисты" образца 1990-х, они ТОЖЕ будут примазываться! И парад устроят, и мозги своих поклонников перепрограммируют в два счета. Внушат им, что празднование 9 мая не только не аморальное, а напротив – достойнейшее дело.
А что касается Сталина... Я считаю, что вина его в наших поражениях первого периода войны безмерно велика. Невосполнимые потери от его безумного террора понесли не только командные кадры армии. Погибло множество талантливых людей в оборонной науке и промышленности. Например, в колымском аду чудом выжил Сергей Королев. А два других руководителя Реактивного НИИ – Иван Клеймёнов и Георгий Лангемак, создатели знаменитой "катюши", – были расстреляны в 1938-м. А на "Краснознамёнце", где я работал, еще в 1970-х вспоминали, как в 1940 году сюда явились сотрудники НКВД и "увели" – с важнейшего оборонного предприятия – сразу 11 человек, которых больше никто, никогда не увидел. И, наконец, Сталин допустил чудовищный просчет с моментом начала войны, подставивший армию и страну под внезапный удар.
Да, если бы не эти преступления и ошибки Сталина, которые никогда ему не простятся, Красная Армия оказалась бы в 1941 году в гораздо лучшем стратегическом положении, с лучшим командным составом, была бы оснащена более совершенной техникой. Не было бы таких колоссальных жертв, не было бы таких страшных разрушений от Бреста до Волги. И что, всё это как-то принижает великий подвиг миллионов советских людей, которые ДАЖЕ В ТАКИХ УСЛОВИЯХ сумели выстоять и победить? Принижает мастерство командиров, выдвинувшихся в ходе войны? Кстати, насколько помню, фронтовики в послевоенных разговорах не слишком жаловали возвеличиваемого ныне Жукова. Зато тепло отзывались о маршалах Рокоссовском и Говорове, которые умели беречь солдат, побеждать не числом, а умением.
(А как они относились к Сталину? Однажды в начале 1960-х я, подросток, спросил у своего дяди, воевавшего в пехоте: правда ли, что, поднимаясь в атаку, кричали "За Родину, за Сталина!"? – Дядя Федя поморщился: "Иногда кричали, полагалось. Только под огнем выходило не совсем так". – "А как же?" – "Да вот так: За Родину! За Сталина!! Ё... твою мать!!!")
И для нас, миллионов нормальных людей, День 9 мая всегда будет самым главным Праздником. Мы, нормальные люди, ни в какое "победобесие" не впадаем. Часто даже утренний парад не смотрим и официальных речей не слушаем. Но мы ПОЗДРАВЛЯЕМ в этот День друг друга. И вспоминаем своих воевавших и своих погибших.
Только в моей семье погибли в войну 11 человек. При этом из пяти воевавших на фронте мужчин погибли двое, а трое вернулись домой. Израненные или контуженные, как мой отец, но вернулись. А вот из числа женщин, стариков и детей в нашей семье погибли 9 человек. Четверо в оккупации в Псковской области и еще пятеро – в блокадном Ленинграде зимой 1941 – 1942 гг.
Да, горький праздник – 9 мая. В этот день мы прежде всего вспоминаем своих погибших. Но для нас, нормальных людей – это еще и День Спасения. И День Благодарности Спасителям. Те наши близкие погибли. Но, если бы не было Победы, сейчас не было бы на свете ни меня самого, ни двух моих сыновей, ни четырех моих внуков. Мы живем благодаря Победе!
Раньше я отмечал этот праздник вдвоем с женой (ее отец воевал на Ленфронте, мать и старший брат чудом выжили в Ленинграде в блокадную зиму, эвакуировались в мае 1942-го на барже по Ладоге). Теперь отмечаю один. Выпью рюмку-другую. И обязательно поздравлю с праздником друзей, главным образом по электронной почте. А они поздравляют меня.
Поэтому – С ПРАЗДНИКОМ, УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
На фото: один из памятников советского воинского мемориала в Трептов-парке, Берлин.